Многие секты удерживают своих адептов, говоря им: "Спасение только у нас, и если ты уйдёшь от нас, то ты потеряешь спасение!". Фактически секта этим ставит себя на место Бога. Без этой лжи о "потере спасения при выходе из религиозной организации" не может существовать ни одна тоталитарная секта. Но историческое богословие протестантской Реформации с 16 века разбивает эти оковы тоталитарных сект, уча, что спасение - только в Библии, а не в какой-то организации, и что поэтому при выходе из организации адепт ничего не теряет, кроме своих оков. "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень"" (Иеремия 7:4). В нормальных организациях людей удерживают хорошим отношением, т.е. не порабощают их волю.
Прежде чем правильно ответить на вопрос "можно ли потерять спасение?", следует выяснить, чем на самом деле является спасение, и чем оно не является.
Что такое спасение и покаяние и как его обрести? Легких путей не бывает.
Прежде всего, представление о спасении у православных/баптистов/харизматов представляет собой легкий путь – "прими крещение", "прими 4 духовных закона", "прими Христа", "прими Святого Духа", а потому в корне отличается от спасения в кальвинизме, который в принципе отвергает эти легкие пути и учит, что они ведут в погибель. Жизнь учит нас тому, что легких путей не бывает, что без труда не выловишь и рыбки из пруда, этому же учил и Иисус: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." (Матфея 7:13-14) Поэтому в кальвинизме обретение спасения – "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их", ибо в кальвинизме спасение начинается с изучения Закона Моисеева, "ибо законом познается грех" (Римлянам 3:20). О том, чем является спасение, а чем нет – очень понятно и подробно изложено в следующих работах:
А говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который:
познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) ("ибо законом познается грех" (Римлянам 3:20))
опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью "плодитесь и размножаётесь" (Бытие 1:28)
он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19)
он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.
Поскольку православные, баптисты харизматы и прочие наши оппоненты ОТВЕРГАЮТ необходимость изучения Закона Божьего для спасения души и тела, то они не являются спасёнными, а потому называть их оправданными верой и предопределёнными ко спасению нельзя. Но если они изучат Закон Моисеев, то они имеют шанс понять, что мы имеем ввиду. Спасённый человек имеет ДРУГУЮ природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу – он ненавидит грех (т.е. нарушение Закона Моисеева) и ХОЧЕТ творить добро, и не хочет возвращаться ко злу.
Иисус Христос многократно учил соблюдать Моисеев Закон и никогда не учил, будто Он его отменяет, хотя многие православные и баптисты говорят, будто Иисус отменил Закон Моисеев. На Голгофе Иисус Христос искупил нарушение избранными Закона Моисеева, но не отменил его. Этим искуплением Христос ПРЕВЗОШЁЛ ветхозаветное священство настолько, что оно померкло в свете Голгофы, стало ее тенью (Мф.27:51; Евр.10:1-18). Сразу после того, как Иисус умер на кресте за все грехи всех избранных, "завеса в храме раздралась сверху донизу" (Матф. 27:50-51). Поэтому после Голгофы отпала ПОТРЕБНОСТЬ в ветхозаветном храме для христиан. Нет смысла больше приносить в жертву тельцов и агнцев за каждый грех, ибо Иисус, Агнец Божий, был заклан за все грехи всех избранных всех времен.
Но, превзойдя ветхозаветное священство, Иисус ни в коей мере не отменял заповеди Моисеева Закона, а наоборот учил, что христиане должны их соблюдать. Баптисты не понимают, почему Иисус учил, например: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ" (Матфея 19:17). Почему условием спасения Иисус, как и Моисей, поставил необходимость соблюдения Моисеева закона? Потому что "законом познаётся грех" (Римлянам 3:20), а без познания своих грехов в принципе невозможно покаяться в них!. А без покаяния нет спасения, ибо "если не покаетесь, все также погибнете" (Луки 13:3). Итак, для спасения необходимо покаяние, которое достигается глубоким познанием своих грехов в свете внимательного изучения Моисеева Закона. Вот как доктрину покаяния в жизнь формулирует Вестминстерское исповедание веры 1648 года: "Глава 15. О покаянии в жизнь
15.2. Через покаяние грешник, видя и чувствуя не только опасность своих грехов, полностью противоположных святой сущности и праведности закона Божия, но также их мерзость и отвратительность, приходит к раскаянию через постижение милосердия Божия во Христе, и так печалится о грехах и ненавидит их, что полностью отвращается от них и обращается к Богу (3), намереваясь и стремясь ходить с Ним лишь путями Его заповедей (4).
3) Иезекииль 18:30,31; Иезекииль 36:31; Исаия 30:22; Псалом 50:6; Иеремия 31:18,19; Иоиль 2:12,13; Амос 5:15; Псалом 118:128; 2 Коринфянам 7:11.
4) Псалом 118:6,59,106; Луки 1:6; 4 Царств 23:25." Как видим, в кальвинистском богословии покаяние формулируется как полное обращение природы человека от греха к праведности. А те, кто даже не удосужился изучить Моисеев Закон с целью познания своих грехов (Рим. 3:20), спасенными быть не могут, даже если они и называют себя христианами. В самом деле,
уча людей соблюдать Моисеев Закон, Иисус Христос говорил, в частности, следующее: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." (Матфея 7:21-23) Здесь мы ясно видим 2 важных аспекта спасения – как его обрести и можно ли его потерять.
Во-первых, здесь Иисус совершенно ясно сказал, что в аду окажутся не только те, кто в Него не верил, но также и много так называемых "христиан", причём даже такие, которые Его именем изгоняли бесов, пророчествовали и делали чудеса, но при этом делали беззаконие, т.е. нарушали Моисеев Закон и говорили, что он, мол, отменён. Сегодня православные и католики вообще не знают, спасены они или нет и спасутся ли вообще, а представители других конфессий – баптисты, пятидесятники и харизматы – наивно полагают, что если они говорят Христу "Господи, Господи", изгоняют бесов и творят чудеса, то они уж точно спасены. Прямо так и говорят: "Прими Христа и спасешься, а закон соблюдать не нужно". Но, как видно из этого отрывка, Иисус учил совершенно противоположным взглядам, говоря, что в аду окажутся все, делающие беззаконие. Из этого следует важный вывод: Хотя "человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа" (Галатам 2:16), но по-настоящему спасенный человек любит заповеди Закона Моисеева и ХОЧЕТ их исполнять и ненавидит беззаконие.
Во-вторых, оказавшихся в аду номинальных "христиан" Христос НИКОГДА не знал, а значит, они НИКОГДА не имели спасения. Они не теряли спасения – они его НИКОГДА не имели! А значит, настоящее спасение в библейском смысле потерять невозможно! Именно поэтому попавшим в ад людям Иисус скажет, что они НИКОГДА не имели спасения. В самом деле, если бы они были спасены от ада, то они не смогли бы попасть в него! И вообще, понятие вечной жизни означает, что спасение, даваемое Христом, вечно.
В этих двух принципах заключается колоссальная разница между библейским определением спасения, принимаемым в кальвинистском богословии, и ошибочным баптистско-харизматическим представлением о спасении. Чтобы это лучше понять, рассмотрим следующий текст.
Девальвация спасения баптистами стран СНГ
Хотя даже американские баптисты придерживаются кальвинистского представления о спасении и предопределении, но только баптисты СНГ, многие православные и иные конфессии, придерживаются давно опровергнутых ересей арминианства и пелагианства, в поддержку которых всерьёз цитируют, например, следующий стих, по-сектантски вырванный из контекста всей Библии (см. далее), для того, чтобы учить своих последователей ереси о потере спасения, и держать их в страхе как на крючке: "если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи." (2 Петра 2:20-22) Здесь слова "вымытая свинья идет валяться в грязи" баптисты толкуют как "они потеряли спасение"! Таким образом, они девальвируют, обесценивают спасение, низводя его до вымытия свиньи. Но если свинью вымыть и крестить полным погружением, то она не превратится в человека, не желающего валяться в грязи. Иисус обещал сказать беззаконникам: "Я НИКОГДА не знал вас" (Матфея 7:23), т.е. попавшие в ад беззаконники никогда не были спасены от него. Иисус учил, что спасение – это НЕ вымытие свиньи, а рождение свыше (Иоанна 3:7), т.е. полное изменение природы человека – Бог превращает грешника в праведника: "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иезекииль 36:26). Если грешник любит грех, и ненавидит, когда его обличают Законом Божьим, то праведник имеет диаметрально противоположную природу: он любит заповеди Закона Божьего и ненавидит грех.
Но почему "вымытая свинья идет валяться в грязи"? Потому что она по природе свинья, она имеет физическую потребность валяться в грязи, которая заложена в её свинской природе, и свинья ненавидит всякого, кто пытается вытащить её из грязи - именно так ведет себя невозрожденный человек – нераскаявшийся грешник.
Поэтому в данном примере спасение можно сравнить с превращением свиньи в овцу, которая уже не хочет валяться в грязи, потому что у неё совсем другая природа.
Если свинью вымыть и крестить полным погружением, то от этого она НЕ станет овцой, от этого у неё не исчезнет её природная свинская потребность валяться в грязи. Также и грешник – если его уговорить произнести "молитву покаяния" и крестить полным погружением, но при этом не обучить Закону Божьему, то, в кальвинистком богословии он НЕ считается спасенным, ибо он НЕ познал своих грехов Законом Божиим (Римлянам 3:20), а потому кальвинисткая доктрина покаяния к нему неприменима. А потому и терять ему нечего.
Если бы люди, описанные в 2 Пет. 2, были возрожденными христианами, то они слушались бы выполняли заповеди (Иоан. 10:27). Как овца не может стать свиньёй, не может обрести потребность валяться в грязи, также и человек, по-настоящему обращенный Законом Божьим, не может потерять своей спасённой христианской природы и снова стать нераскаявшимся грешником.
Итак, стихи 2 Пет. 2:20-22 вовсе не говорят о потере спасения ВОЗРОЖДЕННЫМИ христианами! Здесь не сказано, что овца становится свиньёй и идет валяться в грязи! Здесь сказано, что свиньи остаются свиньями. Из стихов 2 Пет. 2:20-22 следует важный вывод – если люди избегли скверн мира через познание Господа и познали путь праведности, т.е. допустим, стали читать Библию и перестали пьянствовать и наркоманить, то это ещё НЕ значит, что они родились свыше, получили спасение – жизнь вечную! И поэтому им (пока) не место в церкви! Но баптисты, имея еретическое понимание 2 Пет. 2:20-22, сводят спасение к вымытию свиньи.
А кальвинисты говорят: "нет, погодите, те кто предают святые заповеди Закона Божьего и говорят, что, мол, Закон отменён, и идут валяться в грязи, те, кто не принимают обличение - это всего лишь вымытые свиньи, и им не место в церкви (Иоан. 10:16), но их надо отлучать от церкви (1Кор.5)."
Баптисты и прочие сторонники "потери спасения" толкуют Писание не Писанием, а своим мнением - "Мне кажется, что вот это место в Библии можно понимать вот так". В результате такого дьявольского произвольного толкования Писания (Матф. 4:6) возникают ереси. Но кальвинисты объясняют один стих Писания с помощью других стихов (Матф. 4:7) – см. пункт 1.9. Вестминстерского исповедания веры 1648 года.
И место Евреям 6:4-6 толкуется кальвинистами аналогичным образом – просто посещать церковь недостаточно для спасения.
Доктрина избрания и предопределения разбивает оковы тоталитарных сект
Почему средневековый католицизм, а также баптисты и разные тоталитарные секты так страстно нуждаются в ереси о потере спасения? Эта ересь им нужна для того, чтобы держать людей в узах, в рабстве – они говорят своим адептам: "вне церкви ты потеряешь спасение и попадешь в ад". Но будь это сознательный обман или искреннее заблуждение, в любом случае потеря спасения – ложь. Например, ветхозаветный пророк Илия был один и все его презирали и хотели убить, и он не мог посещать храм, но он не потерял спасения, потому что он был с Богом, а спасение – в Боге Библии, а не в храме. "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень"" (Иеремия 7:4). Церковь – это столп и утверждение истины, а баптисты и прочие еретики утверждают ложь, ереси и рабство, поэтому их трудно назвать истинной церковью.
В Средние Века римско-католическая церковь тоже держала людей в страхе именно на ереси о потере спасения. Поэтому в эпоху протестантской Реформации в 16-17 веках важную роль в развитии богословия кальвинизма сыграла именно библейская доктрина о невозможности потери спасения при выходе из католической церкви, которая зиждется на доктрине об избрании и предопределении: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира, [не потому, что мы были, но] чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей... безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его... Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять." (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10) "уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деяния 13:48)
"Изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего" (Римлянам 9:11-12)
"Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Иоанна 15:16)
"В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего" (1 Иоанна 4:10)
"Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Римлянам 9:18)
"Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение" (Мф. 11:25-26)
"никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего." (Иоанна 6:65)
"Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей." (Иоанна 10:26-28) Здесь сказано, что Бог спасает исключительно тех людей, кого Он безусловно избрал и предопределил спасти прежде сотворения мира, и спасает, воскресает душу, только по Своей воле, по Своей неотразимой благодати, и поэтому никто не может похитить верующих из рук Всемогущего Бога, и поэтому спасение в принципе нельзя потерять! Эта подлинно благая весть является дивным утешением для любого истинного верующего, залогом его оптимизма, уверенности в спасении и в завтрашнем дне, и радостного взгляда в будущее!
Библия везде называет верующих только избранными Богом, но никак не избравшими Бога, и Иисус постоянно говорил, что верующий в Него имеет вечную жизнь, а сам термин вечной жизни означает принципиальную невозможность потери спасения – если человек попал в ад, значит он НЕ ИМЕЛ вечной жизни.
Многие люди и даже конфессии (например баптисты, православные, харизматы и др.) не понимают библейскую доктрину избрания. Одни считают, что "если спасение нельзя потерять, значит можно грешить". Другие до сих пор считают евреев избранным Богом народом! Но и то и другое противоречит Библии и богословию кальвинизма, ибо Библия гласит, что Божье избрание – во Христе и к святости, а не ко греху и неверию: "И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя." (Исход 32:7-10)
"И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым. И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его" (Числа 14:10-12)
"Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа... мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять." (Библия, Ефесянам 1:4-5; 2:4-10)
"А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Римлянам 8:30) Это означает, что:
спасение потерять нельзя, ибо спасение - это изменение природы человека,
в избранный Божий народ во время Ветхого Завета входили многие не-евреи - это Ной, Сим, Иафет, Иов, Мелхиседек, бывшая проститутка Раав, сириец Нееман, вдова-сидонянка, принявшая пророка Илию и т.д. и т.п. Авраам и Исаак тоже были спасенными, но они тоже не были "сынами Израиля", ибо они были дедом и отцом Израиля. Огромный город Ниневия - целый античный мегаполис, крупнейший город-государство античности - был спасен Богом через проповедь пророка Ионы.
в тоже время ВСЕХ евреев времен Моисея, вышедших из Египта (600 000 человек), за исключением Моисея, Иисуса Навина и Халева, Бог отверг и погубил в пустыне (Исход 32:7-10; Числа 14:10-12). Подавляющее большинство евреев от Моисея до Ездры - около 1000 лет - поклонялись языческим богам и пошли в ад. А лицемеров-фарисеев Иисус осуждал еще больше. А после Христа спасение снова было закрыто от евреев вот уже на 2000 лет - у них нет ни храма, ни веры во Христа для прощения грехов - еврейский храм разрушен римлянами в 70 году и на его месте более 1000 лет стоит мечеть Аль-Якса.
евреи уже 2000 лет как не являются избранным Богом народом, иначе они были бы христианами. Но избранный Богом народ - это невидимая церковь, т.е. общество избранных и спасенных. Поэтому кальвинистская теология использует термин "Ветхозаветная церковь" для обозначения избранного Божьего народа Ветхого Завета, а также термин "невидимая церковь" для обозначения всех избранных людей всех времен и многих народов.
поскольку евреи не избраны, то и нет смысла им проповедовать Евангелие – все равно не примут по-настоящему. Поэтому и не принимают.
Поэтому если человек нарушает Закон Моисеев или не верит во Христа, то его нельзя считать спасенным и избранным. Божие избрание – это не "бесплатный пропуск в рай", а предопределенное изменение природы человека от греха к праведности, от зла к добру, от неверия к твёрдой вере в Слово Божие (Библию).
Доктрина о потере спасения появлялась в истории церкви несколько раз, и всякий раз опровергалась. Сначала в 5 веке появился еретик Пелагий, утверждавший, будто спасение можно потерять, и церковь опровергла его взгляды на основе Библии – см.:
После этого ересь пелагианства о потере спасения канула в лету на время. Затем, в начале 17 века возникли баптисты, которые стали ее проповедовать, и голландец Яков Арминий выдвинул свои "5 тезисов" о потере спасения, которые были опровергнуты еще Августином Блаженным. Эти 5 тезисов Арминия выглядели примерно так: 1) не все люди грешники, 2) люди спасаются сами, 3) Христос умер за абсолютно всех людей всех времен и народов, для того, чтобы никому не гарантировать спасения, но чтобы каждый имел шанс, 4) Бог лишь робко предлагает спасение, а грешник может его отвергнуть, и 5) спасение можно потерять. Эти тезисы, названные впоследствии арминианством, или "5-ю тезисами арминианства" и представляющие собой возрождение давно опровергнутого пелагианства, представляют собой крайне поверхостное понимание Библии и хаотическое толкование ее отдельных стихов, вырванных из контекста по методу дьявола в Матфея 4:6. Оно похоже на то, как слепой человек подошел к слону, потрогал на ощупь его бивень, и высказал новую религиозную доктрину: "Слон – это не животное, а камень!".
Поэтому кальвинисты толкуют Библию не по-сектантски (вырывая стихи из контекста), а с помощью других мест Библии, т.е. как это делал Иисус Христос (Матф. 4:7), делая при этом всеобщий взгляд на предмет. Поэтому 5 тезисов арминианства были опровергнуты на синоде в голландском городе Дордрехте в 1618-1619 годах, и потому это опровержение арминианства носит название Каноны Дортского Синода, которые кратко выглядят так:
Полная, тотальная греховность всех людей, отсутствие свободной воли принять Христа и делать добро – "нет человека, который не грешил бы" (3 Царств 8:46), "нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Екклезиаст 7:20), "нас, мертвых по преступлениям" (Ефесянам 2:4-10)
Безусловное избрание – "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Иоанна 15:16), "Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Ефесянам 1:4-5)
Ограниченное искупление – "земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение... и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть." (Матфея 11:24-27), "Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих" (Иоанна 10:26-28)
Неотразимая благодать – "В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,... безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его... нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." (Ефесянам 1:11,19, 2:4-10)
Неотступность святых – невозможность потери спасения – христиане "слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Иоанна 10:26-28)
Баптисты/арминиане часто называют Каноны Дортского Синода "5-ю пунктами кальвинизма", но это в корне ошибочное название, ибо кальвинистское богословие всеобъемлюще и представляет собой монолит, в основе которого лежит толкование Библии по методу Христа (Матф. 4:7). А Каноны Дортского Синода 1619 года – это ответ кальвинистов на ошибки "пяти пунктов арминианства".
Для понимания доктрины спасения, избрания, предопределения, изучите:
Здравствуйте!
У меня,если можно,вопрос по предопределению:грехопадение прародителей наших Адама и Евы в раю было предопределено Богом, или нет?
И еще,есть ли с точки зрения кальвинизма спасение вне видимой церкви?
Спасибо!
Православное богословие светлее. Оно, конечно,уважает принцип некоторой предопределенности, но нам предоставлена свобода и вариативность. СВОБОДА - это одна из священных фундаментальных основ бытия сотворенного человека. Творец может создать внешние обстоятельства и предпосылки, но есть то, до чего Он не может(не станет) дотронуться - СВОБОДА ВОЛИ человека. Это тот уголок во вселенной, в который Вездесущий входит только после приглашения.
2) ПО ПОВОДУ "ЛЕГКОГО ПУТИ СПАСЕНИЯ В ПРАВОСЛАВИИ" :
Там путь спасения многотрудный, часто - жертвенен. Несение своего креста в старейшей церкви еще никто не отменял. А в итоге - наша дерзновенная надежда на то, что мы получим спасение по Его милости (не заслужено). При этом каждый в меру сил проявляет веру(данную ему), стремление и понуждение себя жизнью по Евангельским(если хотите,то и по Моисеевым, которые -суть подмножество евангельских) заповедям и делами веры
3) ПО ПОВОДУ "НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОТЕРЯТЬ СПАСЕНИЕ" :
Явная ересь! Сколько людей в истории отпадало от веры самым ОЧЕВИДНЫМ КРИЧАЩИМ образом. Доказывая это во всей полноте своей жизнью и языком!.
Приветствую, вас!
Слава Богу за труд, вложенный сотрудниками вашего сайта. Но есть одно пожелание. Коли уж вы ратуете за чистоту Слова и правдивость, тогда нужно приводить верные проверенные факты, дабы оставаться честным перед людьми и Богом.
В вашей статье "Спасение – как его обрести и можно ли его потерять?" почти вначале есть, я бы сказал, проявление необъективности и исторической неточности. Фраза
Прежде всего, представление о спасении у православных/баптистов/харизматов представляет собой легкий путь
ставит всех верующих баптистов на один уровень с православными и с харизматами на один уровень в понимании вопроса спасения. Сегодня очень много христиан-баптистов придерживается принципа "Только Писание", и придерживается библейской точки зрения на спасения, и уж точно это никак не поиск "легкого пути", о котором вы громко заявляете в этой статье.
Зайдите к примеру на ресурс: propovedi.ru, или alex-pro-1.livejournal.com или на сайты баптистких церквей: baptizm.ru, tltchurch.ru, то сразу станет понятно, что вы допускаете неточность.
Братья, еще раз внимательно посмотрите на христиан-баптистов во свете последних современных тенденций, и откорректируйте информацию на вашем сайте, дабы она действительно отражала реальное положение вещей, и не являлась ложью. Ибо всякая такая неточность есть ложь.
когда автор статьи ссылается на стих Римлянам 8:30, и говорит о предопределении Божьем умалчивая о стихе 29 который говорит о основании для предопределения -
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
Бог Всеведающий знает как каждый из живущих на земле отнесется к Нему-уверует, покается, обратится и сохранит веру и любовь к Богу до конца, то корректно можно сказать - автор манипулирует Писанием для утверждения собственной позиции, обманывая других. Говоря о исполнении Закона Моисеева вы имеете в виду обрезание в Иудаизм и исполнение постановлений данных через Моисея? если да, то вам нужно срочно начать читать Евангелие, а то можете не успеть обратиться ко Христу. Да благословит вас Господь.
Крайне не согласна о высказывании о евреях. "Они неизбраны и незачем им проповедовать" . А как же послание к евреям в библии? А какже первая проповедь Петра, онобращался в ней говоря "мужи Израильские" и в тот день три тысячи крестилось... такое учение лишь отчасти правда. Я видела как в церквах смущают верующих сея вдуши сомнения. Заставляя их сомневаться в своем спасении. Многие говорят : "я наверно я не избран." Сеять сомнения в души людей это работа диавола. А смело заявлеть ,что спасение только в кальвинизме т.е у нас-вот это настоящее сектантство
И еще-ваше толкование произвольного греха вам же и противоречит. Речь вообще идёт о грехе возвращения в закон евреев , признавших Христа. Одни приняли верою другие вернулись в закон, т.е. Гал.5:4 ...вы ,вернувшиеся в закон остались без Христа, отпали от благодати....
И дальше идёт толкование (как и вы правильно говорите) земля- (евреи) многократно пьёт один и тот же дождь, только одни приняли Христа верою , а другие вернулись в обрезание , о чем Павел и пишет много. Отсюда и вывод , что вы, братсы строительство доктрину на вызванных из текста стихах! Не хорошо это.