Доктрина предопределения на древних церковных соборах
Библейская доктрина предопределения (см. главу 2) в 5 веке была подвергнута критике еретиком Пелагием, учение которого о свободной воле грешника принять Христа и делать добро, было проанализировано церковью на основе Библии и отвергнуто. Пелагианство – отрицание библейской доктрины предопределения – было названо церковью ересью на Оранском соборе 531 года и в работах Августина Блаженного.
Тем не менее в Средних Веках католическая церковь запрещала читать Библию и поэтому библейское учение было забыто и ересь пелагианства распространилась вновь. Против нее выступил Мартин Лютер в своей книге "О рабстве воли" и Жан Кальвин в своей многотомной книге "Наставление в христианской вере". Лютер и Кальвин – основоположники протестантской Реформации – опровергли ересь пелагианства на основе Библии. Также ересь пелагианства была очень подробно рассмотрена и опровергнута на основе Библии на Синоде в Дордрехте, Нидерланды, в 1618-1619 годах. Библейское учение о предопределении было ясно и кратко изложено на основе Библии в главе 3 "О предопределении" Вестминстерского исповедания веры 1648 года.
Но апологеты православия и баптизма не любят изучать ни Библию, ни решения древних церковных соборов, и поэтому исповедуют ересь пелагианства, которая опровергалась христианской церковью 1-го тысячелетия. Поэтому у них нет прав на веропреемственность от христианской церкви 1-го тысячелетия.
Доктрина предопределения в Библии
Библия много раз говорит о том, что Бог Библии всемогущ (Бытие 17:1; 28:3) – ведь Он сотворил мир. В то же время, Библия учит, что по отношению к верующим "Бог есть любовь" (1 Иоанна 4:8). Тогда возникает очевидный вопрос: "Если Бог всемогущий и любящий, тогда почему Он не спас всех людей, почему в мире так много зла и почему многие народы веками не слышали спасительную весть Библии? Почему им Бог даже не предоставил возможности и выбора уверовать?" Православие и анабаптизм – религии, учащие, будто Бог любит ВСЕХ людей, не способны ответить на этот вопрос. Ведь если Бог хочет спасти всех людей, но даже не предоставил им выбора, возможности ознакомиться с Библией, значит, Он не смог их спасти. Получается, что их бог слабый. А это уже – не Бог Библии, а иной бог, поклоняться которому не только противно, но и запрещено: "да не будет у тебя других богов пред лицом Моим" (Исход 20:3).
Но кальвинизм отвечает просто на этот вопрос: "Бог не хочет спасать всех людей". Потому что двойному предопределению учит Библия: "вкрались некоторые люди, ИЗДРЕВЛЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ К СЕМУ ОСУЖДЕНИЮ, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Посл. Иуда 1:3-4)
"Он ИЗБРАЛ нас в Нем прежде создания мира, [не потому, что мы были, но] чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, ПРЕДОПРЕДЕЛИВ усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей... безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его... Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять." (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
"уверовали все, которые БЫЛИ ПРЕДУСТАВЛЕНЫ к вечной жизни" (Деяния 13:48)
"Изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего" (Римлянам 9:11-12)
"Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Иоанна 15:16)
"В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего" (1 Иоанна 4:10)
"Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Римлянам 9:18)
"Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ТЫ УТАИЛ сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение" (Мф. 11:25-26)
"никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего." (Иоанна 6:65)
"Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей." (Иоанна 10:26-28) Подобных мест в Библии настолько много, Библия так много раз говорит, что именно Бог избирает Себе народ, что отрицать библейскую доктрину избрания и предопределения может только человек, который ни разу не читал Библию. Иисус Христос учил предельно ясно: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Иоанна 15:16), т.е. Бог спасает только тех, кого "Он избрал прежде сотворения мира" (Ефесянам 1:4).
Далее, Библия учит, что человек не может "принять Христа" - как тому учат баптисты - но веру дает Бог: "как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его" (Ефесянам 1:19)
"уверовали все, которые БЫЛИ ПРЕДУСТАВЛЕНЫ к вечной жизни" (Деяния 13:48)
"по мере веры, какую каждому Бог уделил" (Римлянам 12:3)
"Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей." (Иоанна 10:26-28)