В чем заключается китайский секрет?



Китайцы всегда любили и любят тайны. Например, производство шелка они держали в строжайшем секрете почти три тысячи лет, при том весьма успешно торгуя им с европейскими купцами. Те пускались на различные хитрости – лишь бы завладеть тайной технологией, но в Поднебесной полагалась смертная казнь за разглашение, то есть фактически приравнивалось к государственной измене, так что китайцы предпочитали молчать.

Завеса недосказанности породила многочисленные слухи и самые невероятные домыслы: древние римляне искренне считали, что шелк состоит их паутины или из древесных листьев. Серьезные историки писали об этом в своих научных трудах, стараясь домыслить то, что скрывалось так тщательно. И лишь любовь помогла ту завесу приоткрыть. Китайская принцесса тайно вывезла из страны в знак любви и доверия к будущему мужу коконы тутового шелкопряда на развод и семена тутовника – шелковицы.

Другой акт шпионажа состоялся на стыке двух эр, когда подкупленные византийскими купцами монахи привезли коконы в своих полых бамбуковых посохах. Хороший уход позволил вскоре размножить шелковичных червей; так в Европе началось собственное производство шелка, но все же объемы весьма отставали от китайских, и доставка из Китая требовалась по-прежнему.

Не только шелк был объектом тайн и особой охраны со стороны государства. Другое китайское знаменитое на весь мир сокровище – фарфор – также подлежал строгой засекреченности. Никто не смел знать секретов его производства. Методов химического исследования, которые позволили бы определить составляющие ингредиенты китайского фарфора, в те времена еще не было, поэтому европейские торговцы – венецианские и флорентийские купцы, долго пытались проникнуть в тайну его изготовления. Они множество раз пытались подкупить китайских мастеров-керамистов в течение трех столетий, пока, наконец, в Саксонии не придумали, как делать особый тонкий фарфор, сейчас известный под названием мейсенского.

Это были фактически два разных по качеству продукта – восточный и западный фарфор. Китайский отличался от своего собрата немного большей мягкостью, а значит, тонкостью, но и, как следствие – большей хрупкостью. В восемнадцатом веке в Европе вспыхнула мода на все китайское, считалось необходимым следовать китайскому стилю и украшать все в доме по-китайски. Это было очередное торжество китайского фарфора!



Назад в раздел


Сообщи другу об этом сайте

Для эффективного благовестия распространяйте ссылки на этот сайт Решение проблем России или установите на Вашем сайте баннер этого сайта